Как стать успешным копирайтером

Для нас не так уж и важна история возникновения копирайтинга в мире. Когда-то таким термином стали обозначать любое написание текстов, которое не имеет отношения к журналистике, публицистике и писательской деятельности, но нам гораздо интереснее то, что чаще всего работает копирайтер удалённо и получает за это деньги. Другими словами, он зарабатывает не покидая своего жилища, что очень важно не только в период кризиса и экономической нестабильности, а уж в такой период важно вдвойне.

Текст остаётся основным способом передачи информации. Именно тексты страниц сайтов попадают в индекс поисковых систем, а потом анализируются и влияют на ранжирование в рейтингах. Как бы кто-то не считал тексты второстепенными, внушая себе и окружающим, что посетители сайтов не тексты приходят читать, а покупки совершать, услуги заказывать, без текстов-то это не получится. Поэтому работа для копирайтеров будет всегда, пока есть Интернет. Осталось лишь понять, как стать копирайтером и научиться извлекать деньги из слов.

Много писателей не бывает…

Для этого нужно уметь писать и любить это дело. Умение приходит после обучения, его даёт практика, а любовь — она просто присутствует, или её нет. Этому нельзя научиться. Когда-то кто-то сказал, что писать может каждый, поэтому мол дорога в копирайтеры открыта для всех. Совершенно неправильная мысль. Чем занимались пишущие люди, когда никакого Интернета не было? Они или работали в редакциях, издательствах, или писали свои романы и стихи в тетрадках. А теперь подумайте о том, сколько человек живёт в вашем городе, сколько из них журналисты или редакторы? На 100 тыс. мирных граждан 10-15 журналистов, не больше. Это очень редкое направление человеческой деятельности — не наберётся и процента от населения.
Другим общепризнанным заблуждением является уверенность в том, что хорошо пишут филологи. Они вообще не пишут, или пишут не более представителей всех остальных специальностей. Задача филолога — изучать язык, преподавать его в школах и других учебных заведениях. Пишет филолог без ошибок, но мало. Ему этим заниматься попросту некогда.
Учат писать только на факультетах журналистики и в Литературный институте им. А.М. Горького. Теперь копирайтинг стал официальной специализацией, и в нескольких ВУЗ-ах России его преподают. Однако учат там преимущественно маркетинговым «фишкам», а написанию текстов уделяется не более 25% от общего количества академических часов.

Начинаем свою деятельность!

Не нужно думать, что ответ на вопрос о том, как стать копирайтером непременно связан с журфаком. Можно пойти и стандартным, но совсем не простым путём. Заходим на биржу eTXT и делаем аккаунт исполнителя. После этого проходим тест на грамотность. Если результат менее 70%, то в общем-то про аккаунт можно забыть. Нормально оплачиваемая работа будет недоступной. Вопросы не сложнее тех, что дают в ходе проведения ЕГЭ по русскому языку.
Сразу после этого нужно написать тестовые работы, чтобы модераторы сервиса присвоили какой-то уровень квалификации. Всего их три — начальный, средний и высокий. Если не получилось стать копирайтером хотя бы среднего уровня, то можно аккаунт забыть. Делать новый сразу, или изучать учебники русского языка, а потом выполнять тестовые задания вновь — каждый решает для себя сам. Уровни квалификации на eTXT обозначаются значками с изображением пятиконечных звёзд. Нет шести или семи «звёздочек» — дело не пойдёт. Слишком маленький будет доход — одна видимость активности получится: вроде бы пишем, а зачем — не совсем понятно. Чем больше работаем, тем беднее становимся. Совсем другое дело — 9 звёзд в номинациях копирайтинга, SEO-копирайтинга и рерайтинга. Тогда к аккаунту можно относиться так, как будто это позиция в штатном расписании небольшой районной газеты. Там литсотрудникам и корреспондентам тоже золотом не платят. Люди считают счастьем оклад в 12-15 тыс. российских рублей. Эти деньги после присвоения статуса исполнителя высокого уровня на eTXT получить вполне реально.
Кстати, упомянут замечательный, теперь почти забытый, термин «литсотрудник». В советские годы так называли человека, который писал тексты, но не был журналистом. Чаще всего это была пропаганда советского строя и руководящей роли КПСС. Это чистой воды копирайтинг, с той только разницей, что в наши дни нужно увеличивать степень лояльности представителей целевой аудитории или просто писать тексты для оптимизаторов сайтов, чтобы им было что продвигать в рейтингах поисковых систем.

Несколько аккаунтов — заказы каждый день

Что делать после того, как все волнения с присвоением рейтинга останутся позади? Не хватаем все заказы, какие можно. Ставим минимальную отметку в 30 рублей за 1000 символов и берём в работу задания, которые интересны, понятны, которые сами побуждают взять и написать. Вы далеки от автомобилей и не отличаете автоматическую КПП от механической? Не берите заказы про ремонт авто, через час появятся про рукоделие, которое вам ближе.
Правило о том, что не все яйца нужно складывать в одну корзину работает и тут. Сделайте ещё аккаунт на TurboText. Там тоже нужно пройти тестирование — это помогает работать над собой. После этого, если тестирование пройдено успешно, станут доступными ужасные технические задания на написание текстов за копейки. По легенде авторов проекта, потом появятся более существенные. Появятся, но не особенно существенные.
Все уже написанные тексты периодически проверяются у всех, кто прошёл период новичка. Если в них обнаруживается ошибка, то копирайтер скидывается вновь на начальный уровень. Ошибку они обязательно найдёт и исполнитель будет очень расстроен. Не нужно горевать — это сделано специально, чтобы было кому писать за копейки.
Такая же традиция есть у биржи контента Contentmonster. Обе можно рассматривать лишь в качестве способа улучшать свои профессиональные навыки и как альтернативу, которая даёт свежий взгляд.
Все перечисленные выше ресурсы относятся к закрытым. По правилам нельзя давать свои контактные данные. Есть и те, где можно. На этих биржах текстового контента исполнители ничего не платят, а там платят за возможность отвечать на проекты заказчиков. Характерным примером является FL.ru. За возможность отвечать на проекты нужно заплатить от 800 до 1000 рублей. Расценки постоянно меняются. Самое удивительное в том, что это будут точно такие же заказы, которые видят на eTXT исполнители с уровнем мастерства от среднего и выше. Только на eTXT берут процент с исполнителя, а на FL.ru одноразовую оплату. По деньгам, которые придётся заплатить за возможность работать — разница небольшая. Отличаются нюансы. На eTXT можно находить заказы вообще без портфолио. Добавили в него ссылки на тестовое задание — вот и портфолио. На FL.ru всё иначе… Нужно не только собрать свои творения, но и красиво их оформить. Пошаговые инструкции этого не существуют — каждый сам находит методику подбора и оформления.

Джентльменский набор автора

Итак, у нас получился набор из основного аккаунта и парочки вспомогательных. Далее нужно набраться терпения и регулярно отвечать на проекты и задания. Начинающим заказы дают не часто. Однако успех зависит только от одного главенствующего фактора — писать каждый день. Вот тут поможет TurboText, где заказы можно просто брать по факту их наличия, и возможность автопринятия заказов на eTXT. Впоследствии выполненные задания можно находить с помощью систем проверки на плагиат, к примеру, text.ru. Когда статью разместят на сайте и она проиндексируется, то можно будет узнать, где она находится. Таким образом и возникнет портфолио копирайтера, которое пригодятся для получения заказов на FL.ru. Конечно добавлять в него нужно не всё, а только лучшие тексты.
Как видим, мы ничего не говорим о том, какие книги по копирайтингу могут пригодится. В них напишут что-то про это занятие с точки зрения рекламы. В реальности же нам приходится писать рекламные тексты очень редко. Одно задание на 100 может быть каким-то образом и будет связанным с написанием коммерческого предложения или письма для почтовой рассылки, но начиная свою карьеру ориентироваться на это не следует. Если уж очень хочется заниматься развитием своих профессиональных качеств, то нужны учебники по русскому языку и обычные институтские по журналистике. Подойдёт книга Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста», учебник Ворошилова В. В. и ряд других изданий.

Отвечая на вопрос о том, как стать успешным копирайтером нужно вертеть в голове одно слово — «практикой»… Повторяйте его без конца, пока не надоест. А как только надоесть создайте:

  • аккаунт на TurboText.ru (для разбежки, чтобы научиться проходить тестирование в рамках короткого промежутка времени);
  • такой же на eTXT (удастся получить звёзды — он станет основным);
  • аккаунт на одной из платных бирж, такой как FL.ru.

Хорошо было бы создать ещё и свой сайт. Только не для привлечения клиентов… Там можно будет формировать портфолио и ставить на него ссылки на тех биржах фриланса, где есть возможность их ставить. Занимающийся такой практикой человек получит первые деньги уже через несколько дней. Так, если сделать аккаунты в среду, то первый гонорар удастся вывести примерно в понедельник.

Никогда не работайте ради рейтинга, обходите стороной заказы «для новичков», бойтесь заказчиков дары приносящих, а особенно тех, кто предлагает заказы в системе личных сообщений. Боятся нужно и тех, кто активно стремится стать основным и постоянным. Чаще всего это гарантированная нищета, а не работа. Смелость, талант и регулярные опыты — вот залог нашего профессионального роста и хорошей оплаты. Уже в первый месяц работы можно получить 12-15 тыс. рублей. Что будет дальше — это зависит только от личных качеств автора.